Отчет об итогах учебной работы факультета за учебный год.

В соответствии с лицензией серия 90Л01 № 008104, от 13.11.2014 г. выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, факультетом в отчетный период осуществлялась образовательная деятельность по программам высшего образования.

 

код

наименование образовательной программы (направления подготовки, специальности, профессии)

уровень (ступень) образования

профессия, квалификация (степень, разряды), присваиваемая по завершении образования

нормативный срок освоения

код

наименование

030501

Юриспруденция

высшее

65

Юрист

5 лет

40.03.01

Юриспруденция

высшее

 

Бакалавр

4 года

40.04.01

Юриспруденция

высшее

 

Магистр

2 года

40.05.03

Судебная экспертиза

высшее

 

Специалист

5 лет

 

Срок освоения основной образовательной программы по специальности 030501.65 Юриспруденция:

по заочной форме – 6 лет, по очной – 5 лет

 Срок освоения основной образовательной программы по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза:

по очной форме обучения – 5 лет

Срок освоения основной образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция на общих основаниях составляет:

по очной и заочной формам обучения – 4 года

Для лиц, имеющих среднее профессиональное юридическое образование, а так же высшее неюридическое образование, обучение осуществляется в сокращенные сроки:

-  по заочной форме обучения – 3 года

Срок освоения основной образовательной программы по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (магистратура)

- по заочной форме обучения составляет 2 года:

Магистерская программа «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»

Магистерская программа «Юрист в сфере гражданского и административного судопроизводства».

На начало отчетного периода контингент студентов факультета составлял 1299 студентов (823 – по очной форме обучения, 476 – по заочной).

За указанный период было отчислено 122 студента (66 – по заочной форме обучения, 56 – по очной). Из общего числа отчисленных, 9 студентов были отчислены по собственному желанию (4 – очная форма, 5 – заочная), 68 – за академическую неуспеваемость (41 - очная, 27 – заочная), в том числе – 18 студентов как не прошедшие итоговую государственную аттестацию (12 – очная, 6 – заочная). 

6 студентов переведены по их заявлению в другие образовательные учреждения высшего образования. Из других образовательных учреждений зачислены в порядке перевода на соответствующий курс для продолжения обучения на юридическом факультете 5 студентов.

Восстановлено из числа ранее отчисленных – 31 студент (9 – по очной форме, 22 – по заочной).

Выпуск в связи с окончанием обучения составил 399 человек (262 – очная форма, 137 – заочная).

По состоянию на 01.09.2015 года на факультете обучаются 1084 студента (602 – по очной форме, 482 – по заочной).

 

Организация учебного процесса

       Организация учебного процесса на факультете осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», ГОС ВПО по специальности 030501.65 Юриспруденция (квалификация «Юрист»); ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «Бакалавр»); ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация «Магистр»); ФГОС ВО по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (квалификация «Специалист») и локальными нормативными актами Университета.

         В целях наиболее эффективной организации учебного процесса на факультете внедрена автоматизированная система управления вузом «1С».

Организация учебного процесса на факультете осуществлялась заместителем директора по учебной и воспитательной работе, учебным отделом и деканатом факультета. Практическая реализация учебного процесса осуществлялась кафедрами филиала на основе расчета часов учебной работы и справок распределения учебных поручений между преподавателями. По результатам выполнения нагрузки составлены отчеты за семестр и учебный год в целом. Для непосредственной организации учебного процесса был составлен график учебного процесса и расписание занятий, утвержденные директором филиала. Аудиторная нагрузка по расписанию занятий соответствовала требованиям ГОС ВПО,  ФГОС ВО и показателям учебных планов. Реальная доля лекционных курсов дисциплин соответствовала объемам данного вида работы по учебному плану. Доли семинарских (практических) занятий соответствовала предусмотренным учебным планом объемам.

На факультете рабочие учебные планы полностью соответствуют учебному плану. Расписание занятий соответствует рабочим учебным планам и составляется с учетом трудоемкости дисциплин.

 

Организация самостоятельной работы студентов

Значительный объем времени, отводимый образовательными стандартами студентам на самостоятельную работу, является одной из важнейших предпосылок формирования профессиональных компетенций. Возможность выбора образовательных дисциплин (элективных курсов) позволяет студентам расширять кругозор, а также способствует развитию творческого потенциала преподавателей, разрабатывающих «дисциплины по выбору».

В этой связи, по каждой дисциплине учебного плана были разработаны методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы. В методических рекомендациях обозначены цели, задачи, значение самостоятельной работы в процессе освоения дисциплины. Рекомендации содержат информацию о планировании времени на самостоятельную работу, порядке освоения материала,  работе с нормативными правовыми актами, основной и дополнительной литературой, материалами судебной практики к каждому разделу и теме, рекомендации по написанию рефератов, подготовке докладов и сообщений.

Студентам была предоставлена возможность круглосуточного дистанционного индивидуального доступа к электронным библиотечным системам из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет (СПС "Гарант", СПС «КонсультантПлюс», ЭБС «IPRbooks», ЭБС «Znanium.com», ЭБС «ИВИС»).

 

Организация и проведение практических занятий

Учитывая требования ФГОС, по каждой дисциплине предусмотрено проведение интерактивных занятий, планы и содержание которых подробно изложены в учебно-методических комплексах. В отчетном периоде интерактивные занятия проводились в форме: решения практических задач с использованием формы учебного судебного процесса, деловых игр, решения ситуационных задач, «круглых столов», дискуссий по наиболее актуальным и спорным вопросам. Значительная часть подобных занятий была проведена с использованием аудио- и видеоаппаратуры. Имеющиеся в филиале 4 компьютерных класса, каждый из которых рассчитан на 30 обучающихся, позволяют широко применять имеющиеся современные компьютерные технологии в организации и проведении практических занятий.

Целью данных занятий являлось не только глубокое усвоение теоретического материала, но и формирование практических навыков и умений обучающихся.

Основным разделом каждой из реализуемых ООП является практика студентов, представляющая собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

 

Организация прохождения практик

На факультете практика студентов была организована в соответствии с Положением Университета «Об организации практик обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) высшего образования, реализуемым ФГБОУВО «РГУП».

Целью всех видов практик является закрепление и расширение  теоретических знаний, полученных студентами в период обучения, развитие навыков самостоятельной работы непосредственно в структурных подразделениях учреждений и организаций, где проходит практика.

Полный цикл практик студентов очной формы обучения включает следующие их  виды: учебная, производственная, преддипломная (для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»), научно-исследовательская работа (для обучающихся по специальности «Судебная экспертиза» и направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция). Каждый вид практик имеет свою специфику, цели и задачи.

Из числа студентов 3 и 4 курсов были созданы группы целевой подготовки для Следственного управления Следственного комитета РФ в Воронежской области в соответствии с договором о сотрудничестве.

Учитывая направленность подготовки специалистов для судебной системы, основными местами практик являлись: суды г. Воронежа и области, Управление Судебного Департамента в Воронежской области, судебные участки мировых судей. Вместе с тем, студенты могут также пройти практику в Управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Воронежской области, в следственных отделах Следственного управления Следственного комитета РФ в Воронежской области и в других правовых органах.

 

Организация текущего и промежуточного

контроля знаний студентов

В       соответствии с Положением О текущем контроле и промежуточной аттестации знаний обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) высшего образования» обеспечение контроля освоения обучающимися образовательной программы, уровня и качества знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе обучения, осуществлялось посредством:

- организации и проведения текущего контроля;

- организации и проведения промежуточной аттестации;

Комплексная оценка качества учебной и научной работы студентов, а также систематический контроль качества освоения ими основных образовательных программ осуществлялась в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов»

 

Результаты промежуточной аттестации

 

Абсолютная успеваемость студентов юридического факультета*

 

Форма обучения

зимняя экз. сессия, %

летняя экз. сессия, %

Очная

78

66

Заочная

55

48

 

* - абсолютная успеваемость студентов вычисляется из соотношения студентов, успешно сдавших экзаменационную сессию, к общему числу студентов, обучающихся на факультете.

 

Качество успеваемости студентов юридического факультета **

 

Форма обучения

зимняя экз. сессия, %

летняя экз. сессия, %

Очная

43

40

Заочная

19

17

 

** - качество успеваемости студентов вычисляется из соотношения студентов, сдавших экзаменационную сессию на «хорошо» и «отлично» к общему числу студентов, обучающихся на факультете.

 

Результаты промежуточной аттестации студентов свидетельствуют о том, что по итогам зимней зачетно-экзаменационной сессии  показатели абсолютной успеваемости и качества успеваемости значительно выше, чем по итогам летней сессии. Это обусловлено количеством учебных дисциплин, по которым проводится промежуточная аттестация в форме зачета или экзамена. В период летней сессии количество таких дисциплин больше, что отражается на уровне подготовки к каждому зачету (экзамену).

Итоговая государственная аттестация выпускников осуществлялась на основании следующих локальных нормативных актов: Положение о выпускной квалификационной (дипломной) работе, Положение о государственной аттестации выпускников Университета, Положение о выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации).

Итоговая государственная аттестация студентов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция, включала 3 государственных экзамена и защиту выпускной (квалификационной) работы. Независимо от выбора специализации, одним из государственных экзаменов для всех студентов является «Теория государства и права». Студенты уголовно-правовой специализации сдавали также «Уголовное право» и «Уголовно-процессуальное право». Для гражданско-правовой специализации предусмотрена сдача экзаменов по дисциплинам «Гражданское право» и «Гражданско-процессуальное право. Арбитражное судопроизводство». Студенты, обучающиеся по государственно-правовой специализации, сдают экзамены по дисциплинам: «Конституционное право. Административное право» и «Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. Административный процесс».

          В итоговую государственную аттестацию выпускников, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01, входили 3 междисциплинарных государственных экзамена: по общетеоретическим дисциплинам, по цивилистическим дисциплинам; по криминалистическим дисциплинам.

Итоговая государственная аттестация в магистратуре включала итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки, выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

          По результатам итоговой государственной аттестации выпускников 2015 года комиссиями даны следующие рекомендации:

          - необходимо повысить требовательность к уровню подготовки студентов, более эффективно использовать интерактивные формы обучения в учебном процессе;

          - на обзорных лекциях целесообразно уделять особое внимание наиболее сложным вопросам, которые из года в год вызывают у студентов затруднения на государственном экзамене;

          - внести в учебно-методические материалы методику проведения занятий, необходимые изменения и дополнения.

          Рекомендуется наиболее значимые вопросы по соответствующим курсам сделать предметом повторения с использованием различных форм подготовки студентов, включая написание рефератов, эссе, групповое обсуждение на занятиях и другое.

 

 

 

 

 


                        Результаты государственной итоговой аттестации в 2014/2015 учебном году

Форма обучения

Всего допущено (количество)

Защитили выпускные квалификационные работы и (или) сдали экзамены (кол-во и %)

На отлично

Сдали на «5» и «4» или только на «4» (кол-во и %)

Только на «3» (кол-во и %)

Сдали на смешанные оценки (кол-во и %)

Получили «2» (кол-во и %)

Не явились (кол-во и %)

На отлич.

Из них получили диплом с отлич.

(Количество в %)

Специалисты очная форма обучения

134

129

(96%)

23

(18%)

18

(14%)

29

(23%)

8

(6%)

69

(54%)

5

(4%)

-

Специалисты заочная форма обучения

22

 

21

(96%)

 

1

(5%)

 

1

(5%)

 

2

(10%)

 

2

(10%)

 

16

(76%)

 

1

(5%)

 

-

Всего специалистов

156

150

(96%)

24

(16%)

19

(13%)

31

(21%)

10

(7%)

85

(57%)

6

(4%)

-

Бакалавры очная форма*

129

 

121

(94%)

 

36

(28%)

 

30

(25%)

25

(21%)

 

23

(19%)

 

37

(31%)

 

7

(6%)

1

(1%)

 

Бакалавры заочная форма*

24

 

24

(100%)

 

2

(8%)

 

2

(8%)

 

3

(13%)

 

9

(39%)

 

10

(42%)

 

0

 

 

Бакалавры заочная форма на базе СПО*

46

 

46

(100%)

5

(11%)

5

(11%)

6

(13%)

20

(44%)

15

(32%)

0

(0%)

 

Бакалавры заочная форма на базе ВО*

25

 

24

(96%)

1

(4%)

1

(4%)

8

(33,5%)

7

(29%)

8

(33,5%)

1

(4%)

 

Всего бакалавров

238

229

(96%)

52 (23%)

46

(20%)

43

(19%)

60

(26%)

74

(32%)

8

(4%)

1

(0,4%)

Магистратура (заочная форма)

21

 

20

(95%)

5

(25%)

1

(5%)

12

(60%)

0

(0%)

3

(15%)

1

 (5%)

 

Всего магистров

21

 

20

(95%)

5

(25%)

1

(5%)

12

(60%)

0

(0%)

3

(15%)

1

 (5%)

 

Итого по филиалу:

415

399

(96%)

81

(20%)

66

(17%)

86

(22%)

70

(18%)

162

(41%)

15

(4%)

1

(0,25%)

* Защита выпускных квалификационных работ учебным планом не предусмотрена.

 

С целью совершенствования подготовки специалистов (бакалавров) юриспруденции факультет постоянно  изучает мнение работодателей о качестве подготовки выпускников,  как в форме анонимного анкетирования, так и в форме официальных запросов в адрес работодателей. Анализ официальных ответов, а также анкет, позволяет сделать вывод о положительной оценке работодателями уровня подготовки специалистов и бакалавров юриспруденции. В частности, на это указали в анкетах  27 судей, работников судов, руководителей следственных отделов, следователей, прокурор района.

 По информации Председателя Воронежского областного суда, Руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области, Начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Воронежской области, Начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области  в настоящее время в этих государственных органах работает 287 выпускников филиала, на должностях: судей, следователей, дознавателей, помощников судей, оперуполномоченных и др. Выпускники характеризуются положительно, при этом 67 чел. из них после трудоустройства повышены в занимаемых должностях.

Все названные руководители дали положительную оценку качеству подготовки выпускников.

В анкетах и устных беседах работодатели и выпускники рекомендуют больше уделять учебного времени на подготовку различных процессуальных документов.

Содержание и качество подготовки обучающихся, организация учебного процесса, система текущего и промежуточного контроля, итоговой аттестации соответствуют требованиям ГОС ВПО и ФГОС ВО.

 

В целях совершенствования качества подготовки выпускников предлагается выполнение следующих мероприятий:

- усилить контроль посещаемости учебных занятий студентами;

- усилить контроль за выполнением требований положений, регламентирующих учебную деятельность;

- не реже двух раз в месяц проводить анализ посещаемости студентами учебных занятий; о систематическом пропуске занятий студентами незамедлительно уведомлять их родителей;

- практиковать индивидуальные беседы со студентами и их родителями о причинах пропуска занятий и возможных правовых последствиях систематического пропуска занятий;

- ежемесячно проводить собрание со старостами учебных групп по вопросам повышения качества успеваемости.

Профессорско-преподавательскому составу кафедр:

- обратить внимание на необходимость формирования у студентов в ходе проведения учебных занятий общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО «Юриспруденция», «Судебная экспертиза»;

- провести консультации по вопросам организации самостоятельной подготовки студентов, обратить внимание на активизацию самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, на работу с постановлениями Пленума Верховного Суда РФ;

- рекомендовать студентам продолжать разработку проблем, исследованных в курсовых работах, в рамках дипломного проектирования;

- повысить ответственность научных руководителей при выполнении курсовых;

- включать в перечень вопросов для сдачи экзаменов и зачетов вопросы, вынесенные на ИГА;

- с целью повышения уровня знаний выпускников усилить научную составляющую при изучении дисциплин, входящих в ИГА;

- усилить контроль групповых руководителей во время прохождения студентами всех видов практик;

- профильным кафедрам усилить общетеоретическую подготовку студентов.