Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный университет правосудия»
+7 (495) 332-53-33
+7 (495) 332-55-55
www.rgup.ru

117418, г. Москва, Новочерёмушкинская ул., д.69

Воспитательная деятельность

Положения по воспитательной работе на кафедре гражданского права Центрального филиала РГУП

Образование – важнейший стратегический ресурс развития общества. В условиях становления в России гражданского общества главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности четко обозначена в законе Российской Федерации «Об образовании», определяющем образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».

Система воспитания должна четко ориентировать молодого человека в ценностном мире, формировать личность, умеющую четко отстаивать свои интересы, учитывая при этом интересы своей социально-профессиональной группы и всего общества в целом.

Важным условием формирования студента как творческой, всесторонне развитой личности, воспитанию гражданина, способного осмысливать, ставить т решать проблемы общества с учетом социальных, этических, культурных, экологических аспектов, быть толерантным, нравственно ответственным, легко адаптирующемся в коллективе, готовым трудиться в условиях конкуренции.

Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, согласно Закону РФ «Об образовании» профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника вуза. Формирование в вузе специалиста как личности базируется на практической реализации в учебном заведении концепции воспитательной работы, которая предполагает реализацию единой воспитательной стратегии всеми вузовскими структурами.

Под воспитанием в данной концепции понимается органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, духа олимпизма, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.

ЦЕЛЬ воспитательной политики, реализуемой на кафедре, может быть определена, как обеспечение оптимальных условий для становления и самоактуализации личности студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Постановка стратегической цели позволяет сформулировать обусловленные ею задачи воспитательной работы:

ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и цели жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей личности;

формирование менталитета российского гражданина и интеллигента: гражданственности, национального самосознания, патриотизма, уважения к закону, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, потребности в благотворительной деятельности, в милосердии;

воспитание у студентов потребности в саморазвитии, в освоении художественных достижений общечеловеческой и национальной культуры, в формировании чувства меры, вкуса, стиля самореализации, позволяющего творчески участвовать в культурной жизни российского общества;

приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексу профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих слоев и групп, развитие навыков адекватной самооценки, оценки результатов своей деятельности;

воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости и важной жизненной ценности, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;

воспитание потребности в здоровом образе жизни, укреплении душевного и физического здоровья;

дальнейшее развитие социального и жизненного опыта личности;

повышение уровня компетентности в принятии решений, в последовательном и ответственном осуществлении своих целей;

развитие умения сотрудничать, работать, отдыхать, общаться с другими людьми;

Принципы воспитания.

Воспитательная работа на кафедре опирается на принципы, ориентирующие воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях жизни современного общества.

Принцип гуманистической направленности, предполагающий отношение педагога к студентам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

Принцип демократизма, предполагающий реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента.

Принцип духовности, предполагающий формирование у студента духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина.

Принцип патриотизма, предполагающий формирование культуры межнациональных отношений, национального сознания у студенческой молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение культуры во всех её проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны.

Принцип конкурентоспособности, обеспечивающий формирование личности специалиста, способного к динамичной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности.

Принцип индивидуальности, предполагающий, что система воспитания в университете должна быть индивидуально ориентирована, должна учитывать задатки, возможности, особенности каждого студента в процессе его воспитания и социализации.

Принцип вариативности, предполагающий включение различных вариантов технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативного способа мышления, способности принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности в ситуации неопределенности.

Принцип эффективности социального взаимодействия, предполагающий осуществление воспитания в коллективах различного типа: в студенческой группе, в коллективах курса, факультета, вуза в целом. При участии его в работе органа самоуправления, занятиях кружка, факультатива, научно-исследовательских коллективах, общественных и клубных объединениях, что позволяет студентам расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации. А в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации;

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, предполагающий, что стратегия и тактика воспитания будут направлены на помощь молодому человеку в освоении социокультурного опыта в свободном самоопределении в социальном окружении.

Модель личности специалиста.

Концепция воспитания студентов предполагает создание проективной модели личности специалиста с высшим образованием.

Молодой специалист должен обладать следующими качествами:

- самостоятельностью в выборе и принятии решений;

- ответственностью за свои решения, действия и поступки;

- способностью корректно относиться к своему ближайшему окружению, родным людям;

- готовностью действовать в самых непредвидимых и нестандартных ситуациях;

- мотивированностью на получение прочных знаний;

- способностью к совершению нравственных поступков и сохранению чувства собственного достоинства в самых трудных ситуациях;

- компетентностью в учебной и будущей профессиональной деятельности;

- способностью ощущать себя одновременно как гражданином своей страны, так и мира, быть национальным патриотом;

- умением жить в ладу с представителями других народов и культурами;

- уважительным отношением к мнению других людей, терпимостью в общении.

Кроме того, специалист с высшим образованием должен уметь понимать и быть готовым отстаивать корпоративные интересы своей профессиональной общности, к которой он принадлежит по своему социально-профессиональному статусу.

Основные направления воспитательной работы

Достижение целей и решение задач воспитания должно реализовываться на практике через систему воспитательных воздействий по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое воспитание

В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, интернациональное, политическое, семейное воспитание. Гражданское воспитание в настоящее время является одной из наиболее значимых сфер воспитания, поскольку здесь формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях демократического общества.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор.

В новых социально – политических и экономических условиях возрастает социальная активность и проявление различных видов самодеятельности, особенно в сфере экономической деятельности, где выпускник вуза должен иметь высокую нравственно – правовую подготовку. Принципы правового демократического общества должны стать основой формирования правосознания будущих специалистов и выступать для них в качестве критериев оценки не только своего поведения, но и поведения окружающих людей.

Патриотическое воспитание связано с формированием у студентов национального самосознания, включая патриотические чувства как мотивы деятельности. В настоящее время патриотическое воспитание является одной из самых важных и сложных сфер воспитательной работы, поскольку с формированием представлений о преобразованном Отечестве пока еще отчетливо не проявились и не утвердились в российском обществе. Отсутствие такого рода идеала затрудняет не только патриотическое воспитание , но во многом отрицательно влияет на процесс подготовки специалиста, поскольку не создается внешняя целевая ориентация личности на служение Отечеству, а, следовательно, отсутствует мотивация и психологическая установка на высокое качество образования.

В результате патриотического воспитания у студентов должно появиться желание участвовать в патриотических мероприятиях, знать и выполнять социокультурные традиции, уважать историческое прошлое своей страны и деятельность предшествующих поколений, желание защищать свою страну от внешних и внутренних деструктивных воздействий, работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества.

Формирование правосознания студента – сложный процесс, требующий квалифицированного подхода и включающий следующие процессы:

-формирование у студентов политической культуры, политической сознательности и грамотности;

-воспитание политической воли сознательно и целеустремленно совершать гражданско-политические поступки и действия6

-формирование ценностного отношения к различным явлениям общественной жизни, социальным группам, государственным структурам;

-формирование юридической грамотности и культуры, знаний правовых основ государственности, законов;

-воспитание чувства ответственности, дисциплины во всех сферах деятельности;

-формирование готовности к социальной мобильности.

В результате гражданско-патриотического воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, политическая культура, социальная активность, коллективизм.

2. Профессионально-трудовое воспитание

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в вузе важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальными функциями в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Для этого необходимо осуществлять на высоком уровне социально-экономическую подготовку студента, формирование личности специалиста, способного к принятию управленческих и социальных решений с ориентацией на знание законов развития общества, его правовых основ; гуманитаризацию образовательного процесса, формирование специалиста, ответственного за экономические и социальные последствия профессиональных решений; формирование у студентов лидерских качеств, умений и навыков работы в коллективе.

Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает на кафедре как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональной деятельности в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанный с экономическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики.

В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, любовь к окружающей природе, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, творческие способности и другие качества, необходимые специалисту в соответствии с его специализацией.

3. Культурно-нравственное воспитание

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя нравственно-этическое и эстетическое воспитание.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. Именно это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Эстетическое воспитание направлено на развитие понимания и художественного восприятия произведений искусства, сопереживания и сопричастности к культуре и творчеству. Способность студента различать «массовую» культуру и творения высокого художественного уровня – одна из задач эстетического воспитания.

Гуманитарно-эстетическое воспитание предполагает личное участие и реализацию творческой активности студента, чему способствует:

-развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности студенчества;

-развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контекстом его будущей профессиональной деятельности;

-предоставление возможности и услуг по получению параллельного образования, связанного с эстетическим профилем.

В процессе эстетического воспитания происходит формирование эстетического сознания, что проявляется в создании у молодого человека идеальных базовых образцов высокого искусства, установок на положительное восприятие ценностей отечественного, национального искусства и лучших образцов западной культуры.

В результате культурно-нравственного воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как высокая нравственность, эстетический вкус, высокие моральные, коллективистские качества, раскрыться творческие способности.

4. Физическое воспитание (спортивно-оздоровительная работа)

Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья студентов, но и на здоровый образ жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат будущему специалисту психическую устойчивость в нестабильном обществе и конкурентоспособность во всех сферах его жизнедеятельности, стремление к самоотдаче и жизненному успеху. Физическое воспитание и спорт формируют личностные качества, необходимые для эффективной деятельности в условиях рыночной экономики, такие как волю, выдержку и самообладание, умения и навыки преодолевать трудности, ориентацию на успех, ответственность за свои действия, вырабатывает способность принимать решения в сложных ситуациях, помогает четкой организации труда и отдыха.

Физическое воспитание предполагает:

-знание и соблюдение норм здорового образа жизни,

-знание и соблюдение правил личной гигиены;

-формирование представлений о свободе и ответственности за выбор образа жизни;

-приобретение знаний и навыков использования средств физической культуры и спорта в учебной и будущей трудовой деятельности;

-воспитание морально-волевых качеств, самоконтроля.

Физическое воспитание предполагает формирование ценностно-мотивационных установок на здоровый образ жизни, использование физической культуры и спорта в укреплении здоровья студентов, физическом и психологическом развитии личности, профессиональной подготовке к трудовой деятельности и защите Отечества.

5. Экологическое воспитание

Этой сфере воспитания необходимо уделять особое внимание, поскольку на современном этапе развития общества все более усиливается негативное влияние результатов человеческой деятельности на природу, что весьма остро ставит вопрос не только о здоровье людей, но и возможности дальнейшего существования всего человечества.

Экологическое воспитание, прежде всего, связано с формированием у студентов экологического сознания, включающего совокупность взглядов и идей о проблемах оптимального соотношения взаимодействия общества и природы в соответствии с конкретными жизненными потребностями людей и возможностями природы. Воспитание в этой сфере нацелено также на изменение технократического стиля мышления и создания эмоционально – психологической установки на отношение к природе не только как к источнику серьезных ресурсов, но как к среде обитания, обеспечивающей социальный и культурный прогресс человечества.

Перед высшей школой стоит задача готовить специалистов для всех сфер жизнедеятельности общества, которые будут способны создавать и реализовывать стратегию, учитывающую нежелательное воздействие на природу, обеспечивая тем самым устойчивое развитие общества.

В процессе экологического воспитания идет целенаправленное формирование экологической культуры и мышления, а также такого качества личности и профессионала, как экологическая ответственность.

Акцент в экологическом воспитании переносится с просветительской направленности на формирование активности социальной позиции.

Организационные основы управления воспитательным процессом на кафедре

Организация воспитательной работы осуществляется на основе взаимодействия учебных, административных, общественных и самодеятельных структур и реализуется на всех уровнях: в учебном процессе, во внеучебное время, в процессе межличностных контактов. Учебно-воспитательный процесс – результат координации усилий всех участников образовательного пространства.

Основные задачи управления воспитательным процессом:

-формировать единое воспитательное пространство в рамках Университета, координировать работу административных, структурных, общественных и других организаций;

-обеспечивать реальное, динамичное единство учебного, научного и воспитательного процессов, формирование специалиста в соответствии с квалификационными требованиями и компетенциями;

-создавать условия для оптимального функционирования студенческого самоуправления и соуправления по всем направлениям профессионального и социального становления выпускника Университета;

-осуществлять постоянный контроль за воспитательным процессом, регулярный анализ работы кафедры, преподавателей, кураторов с оценкой эффективности их деятельности;

-организовать информационное обеспечение студентов по всем сферам жизни кафедры;

-использовать на практике современные научные достижения педагогики и психологии высшей школы, осуществлять систему повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических кадров;

Заключение

Воспитание личности будущего специалиста занимает важное место в учебно-профессиональной подготовке студентов и является важнейшей функцией системы высшего образования. Воспитание предполагает взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместно учебной и внеучебной деятельности.

К важнейшим условиям реализации концепции воспитания на кафедре относятся:

ориентация на конкретный конечный результат воспитательных усилий- повышение качества выпускаемых специалистов;

опора на творческую активность преподавательского и студенческих коллективов;

эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе, сочетания задач воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о молодежи;

стремление субъектов воспитания к повышению эффективности воспитательного процесса;

включение показателей участия профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов в оценку их деятельности в период аттестации;

постоянное изучение, обобщение положительного опыта воспитательной работы со студентами и распространение его среди кураторов.

Концепция воспитательной работы должна постоянно творчески развиваться и обогащаться.